ПРЕЗИДЕНТУ Российской Федерации
ПУТИНУ Владимиру Владимировичу,
от учредителя Московского регионального органа общественной
самодеятельности “Царицыно для всех”
МАРГУЛЕВА Андрея Игоревича,
31.05.2006 г.
ОБРАЩЕНИЕ
О принятии
срочных мер по восстановлению конституционных прав граждан и законности,
нарушаемых противоправной градостроительной деятельностью под руководством Мэра
Москвы Ю.М. Лужкова на особо охраняемой природной территории
«Природно-исторический парк “Царицыно”
Уважаемый Владимир Владимирович!
Распоряжением
Правительства РФ от 23 февраля
Уже летом 2005 года
худшие опасения общественности насчет судьбы «Царицыно» стали оправдываться: распоряжением
Правительства Москвы от 20 мая
До 2005 года территория
ГМЗ «Царицыно» (в составе Бирюлевского лесопарка) фактически превратилась в
рекреационную и физкультурно-спортивную зону для жителей Москвы и прежде всего близлежащих
районов (Орехово-Борисово и др.), что, разумеется, противоречило ее статусу
памятника истории и культуры федерального значения (с 1994 года) и региональной
ООПТ (с 1998 года), но вполне соответствовало ранее сложившейся за многие
десятилетия репутации «зоны отдыха». Нынешнее «развитие», однако, идет не по пути снятия проблем антропогенного
давления на указанную территорию, а по пути ее коммерческого освоения
предполагаемыми инвесторами, причем посещаемость территории планируется
увеличить в несколько раз. Взамен «романтического» парка с двухсотлетней
историей создается дворцово-парковый комплекс – как для увеселений, включающих
«корпоративные» празднества, гостиничные и торгово-развлекательные коммерческие
проекты, так и для неких «представительских»
функции, сравниваемых с функциями Большого Кремлевского дворца. К задачам
научной реставрации, которой пытаются прикрывать осуществляемое при личном
руководстве мэром Лужковым строительство, все это не имеет никакого отношения. Сложившийся
за многие десятилетия еще до создания музея-заповедника ландшафт, вместо
предусмотренного законом и уставными задачами музея-заповедника сохранения,
грубо, с помощью экскаваторов и бульдозеров, искажается для «воссоздания» его состояния
«екатерининских» времен. При этом не учитываются ни сложившееся в прилегающих
районах положение с качеством природной среды, ни мнение общественности,
многократно высказанное в обращениях к городским властям, ни то антропогенное
давление, которое пока еще выдерживал парк благодаря сохранности своей
экосистемы, по которой ныне наносится удар за ударом.
С правовой точки зрения,
ведущаяся на особо охраняемой территории парка градостроительная деятельность, представляющая
собой реконструкцию с использованием современных материалов (включая типовые
бетонные блоки), изменяющую памятник (например, куполообразное перекрытие
«атриума» Хлебного дома, изменяющее его характерные очертания), а также
капитальное строительство новых объектов на территории памятника (например,
подземных гаражей) полностью запрещены существующим законодательством, в
частности, Законом города Москвы № 26 от 14.07.2000 г. «Об охране и
использовании недвижимых памятников истории и культуры» статья 29 ч. 1, статья
33 ч. 3; Законом города Москвы № 40 от 09.06.2004 г. «Об особом порядке регулирования
градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на
территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве»
статья 8 ч. 1; «Типовым положением о
природно-исторических парках города Москвы», прилагаемым к постановлению
Правительства Москвы от 9 апреля
Беспрецедентная
заинтересованность и личное участие возглавляющего Совет по координации работ
по развитию, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и строительству
объектов Государственного ГМЗ «Царицыно» мэра Лужкова в максимально ускоренном
принятии и реализации проектных решений с самого начала сделали невозможным
введение их в правовое русло контролирующими органами городской администрации. Невероятное
строительное рвение (объясняемое, возможно, не только карьерными, но корыстными
интересами) проявляет руководитель Рабочей группы Префект ЮАО Бирюков П.П.
(строительная компания УниверсСтройЛюкс, возглавляемая его братом, принимает,
по сообщениям прессы – ПРИЛОЖЕНИЕ 1, активное участие в развернутом строительстве).
От решения каких-либо вопросов, связанных с этой деятельностью, был полностью
отстранен Спецлесхоз «Юго-Восточный» – специально уполномоченный
государственный орган по управлению ООПТ ПИП «Царицыно». Еще ранее, в 2002
году, основная часть территории ГМЗ «Царицыно» (
В настоящее время в
Природно-историческом парке «Царицыно» круглосуточно, усилиями многих сотен
гастарбайтеров, ведется реализации
незаконных и скрытых от общественности «рабочих проектов», которыми Большой
дворец превращается из памятника в муляж, а прославленный в истории России
парк, не имеющий аналогов в Европе, – в угодный мэру Лужкову «Версаль» и
«Петергоф». Для этой цели уже начата (например, на «Покровской стороне», над
бывшей лодочной станцией) запланированная поэтапная вырубка подлеска
(маскируемая «санитарными рубками»); тяжелой техникой изуродованы берега
Верхнего Царицынского пруда, застилаемые ныне рулонным газоном. Засохла почти
сотня лип вдоль Шипиловского проезда – после проведенного там прошлой осенью
«благоустройства», сопровождавшегося уничтожением
Беззащитным оказался не только парк, но и население.
Конституция Российской
Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную
информацию о ее состоянии (статья 42), а порядок реализации конституционных
прав граждан на благоприятную окружающую среду предусматривает, что одним из
основных условий для утверждения любой градостроительной документации является
учет мнения населения и что согласно статье 2 Закона города Москвы от 25 июня
1997 года № 28-51 «О защите прав
граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «органы власти и (или) должностные лица
городской администрации обязаны: до принятия правовых актов о реализации
градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах
территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного
проекта, о предполагаемой реализации такого проекта; обеспечить возможность
обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного
самоуправления». Однако и это конституционное право грубо нарушается
московскими властями. Единственные «общественные слушания», проведенные
28.07.2005 г. в Оперном доме ГМЗ «Царицыно», были на деле
сфальсифицированы, а сфабрикованный по ним префектурой ЮАО протокол (приложение
3 к ПРИЛОЖЕНИЮ 2 настоящего обращения) содержит заведомо ложные сведения (см.
мое заявление в Генеральную и природоохранную прокуратуры от 15.12.2005 г.
– ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Неоднократные обращения жителей и их объединений к Мэру
Лужкову (например, «письмо 200 жителей» (приложение 5 к ПРИЛОЖЕНИЮ 2); обращение
участников встречи в библиотеке – ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и к Префекту ЮАО Бирюкову П.П. (например,
ПРИЛОЖЕНИЕ 4) остались без ответов по существу (см. приложение 6 к ПРИЛОЖЕНИЮ
2; ПРИЛОЖЕНИЕ 5, 6). Никаких видимых мер по моему заявлению в Генеральную и
природоохранную прокуратуры от 15.12.2005 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) не принимала
ни природоохранная прокуратура города Москвы (оставляя их даже без ответа), ни
вышестоящие прокуратуры (ПРИЛОЖЕНИЕ 7, 8), направившие данное заявление все в
ту же природоохранную прокуратуру. Не дала ответа на обращение от
14.02.2006 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9), в том числе, после устных напоминаний, и
Росохранкультура.
Все эти обстоятельства вынуждают нас обратиться к Вам, как к гаранту
Конституции, с просьбой ДАТЬ ПОРУЧЕНИЕ Генеральной прокуратуре РФ:
1. Проверить законность Распоряжения Правительства РФ от 23 февраля
2. Провести расследование по приведенным здесь фактам нарушения прав человека
и законодательства РФ проводимыми в настоящее время на территории ООПТ ПИП «Царицыно»
в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 853-РП от 20.05.2005
работами; опротестовать данное Распоряжение и возбудить уголовные дела по
признакам составов преступления, предусмотренных статьями 243 («Уничтожение или
повреждение памятников истории и культуры») и 262 («Нарушение режима особо
охраняемых природных территорий и природных объектов») УК РФ, выдав предписание
председателю Совета по координации работ по развитию, реконструкции,
реставрации, капитальному ремонту и строительству объектов Государственного ГМЗ
«Царицыно» мэру Москвы Лужкову Ю.М. и председателю соответствующей Рабочей
группы префекту ЮАО г. Москвы Бирюкову П.П. немедленно приостановить
указанные работы до конца расследования.
Замечу, что все изложенные здесь обстоятельства
приводят меня и всех известных мне жителей города Москвы к следующему выводу:
при принятии федеральными органами государственной власти решений о дальнейшей
судьбе Природно-исторического парка «Царицыно», необходимо исключить любые
коммерческие подходы, как представляющие угрозу историко-культурной, природоохранной
и оздоровительной функциям этого уникального комплекса.
С уважением,
А.И. Маргулев
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Статья «Найдется ли Управа на префекта». –
Новая газета, № 38, 2006.
2. Заявление в Генеральную и природоохранную
прокуратуры от 15.12.2005 г.
3. Обращение участников встречи в библиотеке 18.03.2006
к Мэру Лужкову Ю.М.
4. Обращение участников встречи в библиотеке 18.03.2006
к Префекту ЮАО Бирюкову П.П.
5. Ответ на обращение участников встречи в
библиотеке к Префекту ЮАО Бирюкову П.П.
6. Ответ на обращение участников встречи в
библиотеке к Мэру Лужкову Ю.М.
7. Извещение Генеральной прокуратуры о
направлении заявления в Прокуратуру Москвы.
8. Копия сопроводительного письма из Прокуратуры
Москвы в Межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы.
9. Обращение в Росохранкультуру от 14.02.2006 г.