А.Е.Седов,
доктор билогических наук
ВОЛШЕБНОЕ
ЦАРИЦЫНО
Мы - на
юге Москвы. От метро и платформы Царицыно - минут пять ходьбы от центра по
дороге левее путей, и вдруг - обширный дивный пруд, а за ним - огромный
лесистый холм, на котором, как древняя корона на лохматой голове, - загадочные
дворцы. Медленно взойдём туда...
Как
писали про парк Царицыно ранее! Лучше не скажешь, да и все эти слова
справедливы и сейчас. "Село Царицыно ... столь оделося приятными рощами и
видами разных картин, что едва ли в самой Англии таковое место найдётся." (В.Баженов, 1784 г.). "Вид же Царицына при въезде так
хорош и приятен и великолепен, ... истинно ничего для глаз так приятного я не
видел."(Я.Брюс, письмо Екатерине II, 1784 г.); "...чудесные,
разнообразные в нём виды: скромные и великолепные, на холмах возвышенных и в
чащах непроходимых, на берегу озёр и на цветущих островах разбросанные храмы и
беседки, древние развалины и хижины, гроты и статуи... зеркальная поверхность
чистой воды, ... прелестные рощи и великолепные аллеи; луга, ароматными цветами
усеянные, и леса непроходимые ... всё, что природа изящного, что искусство
прекрасного имеет, всё найдёте вы в Царицыно!" (А.Раевский, 1825 г.). "... всё общество ... остановилось,
чтобы полюбоваться зрелищем Царицынских прудов. Они тянулись один за другим на несколько вёрст; сплошные леса
темнели за ними. Мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда,
придавала самой воде необыкновенно яркий, изумрудный цвет... Казалось,
застывшая масса стекла тяжело и светло улеглась в огромной купели, и небо ушло
к ней на дно, и кудрявые деревья неподвижно гляделись в её прозрачное лоно. ...
Везде горели яркие, предвечерние краски; небо рдело, листья переливчато
блистали, возмущённые поднявшимся ветерком; растопленным золотом струились
отдалённые воды; резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые башенки
и беседки, кое-где разбросанные по саду." (И.Тургенев,
роман "Накануне", 1859
г.). "Перед нами Царицыно... Неоглядная широта
панорам, руины сказочной архитектуры, разросшийся парк, живописным картинам
которого позавидовал бы сам Пуссен. Ансамбль и сегодня поражает нас величием
архитектурного замысла, красочного декоративного убранства, единством природы и
искусства... Исполненная величия крупномасштабная композиция Царицына,
раскрывающаяся с подъездов к Москве, по масштабу организации пространств не
уступала Версалю."(К.Минаева, 1988 - см. список
литературы: 1.2.1.)...
Побродим же по этому дивному парку, осмотрим ансамбль: шесть
дворцов (Большой, Малый, Камерюнфарский,
"дома" Лакейский, Оперный, Хлебный), фигурные мосты и ворота,
беседку "Церера", ротонду "Золотой сноп", павильоны c
иронично-любовными именами "Миловид" и "Нерастанкино",
руины - грот и арку... Рельефы природы и зодчества как бы поворачиваются
и перекликаются друг с другом - то в одном, то в другом ракурсе, словно молча показывая нам
загадочную древнюю драму. Бродя меж огромных старых деревьев, в
таинственных стенах Большого дворца (они без полов и крыш- входи и броди!), вспомним строки
романтиков: П.Б.Шелли, Э.По, О.Уайльда,
символистов и акмеистов нашего "серебряного века"... Погрезим - и
спросим: каковы же природа и прошлое этих дивных мест?
Здесь
300 000 лет назад "поработало" крупнейшее оледенение - Днепровское -
оставив залежи песков и гравия. Примыкающий к Теплостанской возвышенности
рельеф Царицына резко отличается от всех прочих ландшафтов тянущейся на восток
Мещёры: это высокий холм (около 160 м) со склонами,
изрезанными оврагами и балками, местами весьма крутыми. Над прудами найдено 3
пещеры - их декорировали гротами-руинами.
Людей
этот необычный холм привлекал издавна: в окрестностях найдено 23 кургана
вятичей 11-13 веков, из них 7 - в самом парке. В Отечественную войну в них
проводили раскопки силами школьников (каждый юный археолог получал
"зарплату" - бутерброд) - и
нашли прекрасные 7-лопастные височные кольца из серебра, браслет с
колокольчиками, керамику... Древние названия двух речек, текущих вокруг холма -
Городенка и Язвенка - обозначают одно и то же:
рыбную ловлю с помощью плотинок. Однако первое имя - славянское, а
второе - угро-финское. Приходили сюда жить и кочевые племена с юга. Вот какая
дружба народов здесь была!
В
окрестностях есть ценнейшие памятники истории - боевые форпосты Москвы 14-16
вв.: здесь шли битвы с ордами ханов Едигея, Девлет-Гирея и Казы-Гирея
(последний бежал через этот холм от войска Бориса Годунова).
Местность
эта тогда была иной - леса да болота - и потому именовалась Чёрная Грязь. Оба
здешних пруда (70 га!),
вместе с Борисовскими, были созданы лишь
при Борисе Годунове - в целях обороны и на случай голода. Вся эта система
рукотворных прудов - 8-километровый каскад. Имение Чёрная Грязь принадлежало
Ирине Годуновой, сестре царя. Постройки тех лет были сметены
в начале 17 в. - в "смутное время" - крестьянской войной и польской
интервенцией. При раскопках у Оперного дома найдена
белокаменная лестница, ведшая к пруду; там же аж до 1950-х гг. рос огромный, в
несколько обхватов кедр. Скорее всего, это - остатки усадьбы Годуновых:
известно, что в России кедры начали сажать в 16 в. .
В 1633 г. "пустошь
Черногрязская" была продана в вотчину окольничему Л.Стрешневу - за 73
рубля (вот каков был рубль!). В 1683 г. боярин Стрешнев
отдал её внуку - князю А.Голицыну, сыну фаворита царицы Софьи. Сохранились
описания дивных интерьеров княжеских хором. А в 1689 г. была построена
(цитируем опись тех лет): "церковь деревянная, Пресвятые Богородицы
Живоносный источник с трапезою и чуланами, о пяти главах, крытая чешуёю зелёною... расписана тремя красками ... колокольня
деревянная рубленая...". Основательно перестроенная за минувшие века,
стоит она и сейчас. До 18 в. здешние воды считались целебными, особенно для
"мужеского чадородия": известна дюжина имён цариц и княгинь, пытавшихся
вылечить здесь своих суженых.
После
разгрома стрелецкого бунта, ареста Софьи и ссылки Голицыных вотчина была
конфискована. А с 1713 г.
ею владел уроженец Молдавии Д.Кантемир - "наш Леонардо да Винчи":
философ, архитектор, археолог, музыкант, математик и лингвист. При Кантемирах
композиция ансамбля была регулярной: главный дом, "геометрический
сад" с "квадратами", плодовый сад и оранжерея. Здесь прошло всё
детство великолепного поэта А.Кантемира - любимого Иосифом Бродским и позорно
забытого школьной программой; в здешнем
"трелучьи” аллей (его слово!) зрела его душа.
И вот
вотчина приглянулась Екатерине II:
писала она, что это - "по общему мнению, сущий рай", и
"рай" этот купила (с тех пор и имя его - "Царицыно"). Тогда
здесь, как и вообще в Москве, эстетично учитывали дальние виды: Крутицкое подворье, Новоспасский монастырь,
Коломенское - с радиусом обзора 10-15 км. (А сейчас - увы ... !). Царица задумала создать здесь ансамбль,
который встречал бы послов Персии и Турции,
и связать его с Петербургской перспективой в парадную магистраль
Север-Юг. Архитектор В.Баженов в своей
речи 1773 г.
предложил соединить воедино барокко, классицизм и традиции древнерусского
зодчества. И вот - проект и строительство Царицына царица поручила ему. В
1776-85 гг. он заложил здесь парк, не похожий на
нынешний. В основе были идеи английского регулярного сада, но пейзажи были
сформированы берёзами, елями и соснами. Немногие из тех деревьев ещё
сохранились в парке - сейчас в нём преобладают огромные липы. Планировал
Баженов и птичий остров, и оранжерею на
10000 деревьев. Его творения - дворцы
(кроме нынешнего Большого), Оперный дом, кавалерские корпуса, мосты и ворота.
От классицизма в них - геометрическая правильность. От барокко (во многом - от
московского, "нарышкинского") - многообразная пластика сводов и
контуров, криволинейность пространств, преобладание кругов, овалов и
многогранников в планах, скруглённые башни, углы и выступы. Стрельчатые окна сходны с готическими
и романскими. А принцип зодчества - древнерусский: основы и верха -
белокаменные, стены - красные кирпичные. И, думается мне, - не только это.
Глянем на эскиз Баженова. Это - многоплановая перспективная композиция: на 1-м
плане - мосты, павильоны, Оперный дом;
на 2-м - Большой кавалерский дворец; на 3-м - Хлебный Дом; на 4-м - огромная
башня с часами. Вертикали -пилястры с высокими шпилями
- смотрелись как гигантские флагштоки, а огромные стрельчатые окна первых
этажей - как триумфальные арки. Видовые
перспективы шли в разных ракурсах, через определённые интервалы, чтобы у идущих было время осмыслить увиденное. Всё это - немой
архитектурный рассказ - по принципу "чем дальше, тем больше".
Благодаря этому принципу и теперь ансамбль и парк раскрываются нам постепенно - как старинная
загадочная книга. Уж не обратную ли перспективу внёс сюда Баженов из наших
древних икон и фресок - мировосприятие, при котором "микрокосм"
зрителя оказывается как бы в фокусе мироздания, в его гармонии? Декор всех дворцов и мостов тоже уникален: это- нежное и мощное белокаменное кружево по кирпичу. В нём - перепончатые и сплошные круги,
лучистые звёзды и диски. Это солярные знаки - древние культовые символы неба и
плодородия земли, призванные рождать мысли о красоте, необъятности и
таинственности мироздания. Есть здесь и
удивительные лопатки, накладки, решётки. ребристые обелиски со шпилями, парапеты, фигурные фронтоны,
серпы. А в них как бы вплетены стилизованные символы российской державы: георгиевские кресты, утончённый двуглавый
орёл. Откуда всё это? Дело в том, что -
вопреки воле царей - российские умы 18-19 вв. весьма увлекались масонством,
опирающимся на древние восточные мистические учения. А само слово
"масон" значит "строитель домов и храмов" (франц. le maison
- дом, он же - храм в раннехристианской Европе). Потому, можно сказать, Баженов
был "масоном по профессии" - и
воплотил эту философию в камне, в таинственной символике. И с опальным
диссидентом - масоном-просветителем
Н.Новиковым - он дружил. Работая над
царицынским ансамблем, Баженов столкнулся с
тем, что гнетёт нашу интеллигенцию и по сей
день - с ненадёжностью государственных инвестиций. В письмах он сетует, что
сотни его каменщиков и штукатуров получили меньше трети
обещанных им денег - семьи их голодают,
и сами строители перестали ему верить... И вот, в довершение всех бед, в
1785 г.
императрица впервые приезжает осмотреть ансамбль - опасаясь заговора и потому
въехав "не с той", не с парадной стороны, "государыня в гневе, возвращаясь к экипажам, приказывает
сломать оный [ансамбль] до основания."(Из письма
тех лет). Не оценила царица шедевра и невзлюбила его творца: менее чем через
год уволила Баженова временно, а через 2 года - навсегда, без сохранения
содержания.
Но, к
счастью, сломать тогда успели немногое. И с 1786 г. здесь творил архитектор
М.Казаков - строил огромный, потрясающий Большой дворец. В нём - больше
классицизма: идеальная симметричность, установка на восприятие с портала.
Однако видно, что Казаков, как мог,
старался развивать и замыслы своего опального предшественника, включая и
символику. Творчество Баженова и Казакова повелось относить к классицизму.
Однако мы уже видели, как много здесь разнообразных стилей. Но и эклектикой всё
это не назовёшь: уж очень органично все стили сплелись. Ансамблю - нет аналогов
в мире.
Со смертью
царицы в 1796 г.
строительство прекратилось.
В начале
прошлого века архитектор И.Еготов создал здесь 2 беседки, а С.Махов рубками
деревьев раскрыл 5 видовых перспектив, посадил липы - основу нынешнего парка -
а также дубы, серебристые ивы и сибирские лиственницы, так радующие глаз у
Большого дворца. Росло здесь тогда и много кустов шиповника - с алыми цветами. В Царицыно было 8 каменных оранжерей, среди них - ананасная,
апельсинная, виноградная, лимонная, персиковая, померанцевая. В них
выращивали и лавры, оливы, олеандры, мирты, а также цветы - аквилегии,
ирисы-касатики, жёлтые лилии, фиолетовые тюльпаны - которые огромными куртинами высаживали в
грунт в разных участках парка. Была здесь и уникальная коллекция редких
растений. Регулярно на холме устраивались народные гулянья, а в левобережном
парке - царская охота. В здешней усадьбе бывали поэты П.Вяземский и Н.Языков,
проходили литературные вечера З.Волконской...
С 1926
парк-усадьба была в ведении “Главнауки”, а затем - Московского отдела народного
образования. С 1927 г.
она считается музеем, а с 1984 в Кавалерском дворце имеется музей
декоративно-прикладного искусства. Советская власть парк не берегла - но и не
разрушала, хотя были и такие прожекты. В 1982 г. я видел следы убогой попытки реставрировать
несколько зал Хлебного дома - гарь и копоть на наружной стене: поработал
стройбат, а затем пировали и спьяну сожгли монтажные леса. Частенько по стенам Большого дворца
карабкались с помощью крючьев начинающие альпинисты. К счастью, в конце 1980-х
пригласили польских архитекторов. Умело и деликатно они реставрировали по
старым чертежам творения Баженова. А сейчас в музее работают 14 кандидатов
наук-гуманитариев. Проводятся интересные научные конференции; последнюю из них
посетил и я. В Оперном доме - хорошие концерты. Есть в парке "священная
сосна" отечественных хиппи; там раз
в год они устраивают свои празднества...
Ещё -
несколько слов о природе. В 1794
г. при расчистке прудов, по преданию, была поймана
огромная щука с золотым кольцом в жабрах, а на нём была гравировка:
"Посадил царь Борис Фёдорович". Значит, щуки живут до 200 лет. Но
была ли та щука? - В достоверности рассказа о ней зоологи и геронтологи
сомневаются... Про кедр Годунова, сосны, берёзы и ели Баженова мы уже поведали.
С прошлого века и поныне здесь - необычный для Москвы и Подмосковья комплекс
широколиственного леса-липняка. Растут редкие для наших лесов травы: барвинок,
костянец, перелеска, фиалка удивительная. Живут горностаи - летом буроватые, зимой белые с чёрными кончиками
хвостов (помните царские мантии?). Осмелилась гнездиться парочка крупных наших
ястребов - тетеревятников, птицы весьма осторожные. Здесь живут выпущенные
любителями скворцы-майны - уроженцы юга Азии. А недалеко - на Борисовских
прудах - пыталась гнездиться колония чаек. Всё это - наши сокровища. Мы владеем
ими - и любим их, познавая.
Справочный материал:
1. Популярная занимательная
литература.
1.1. Естественнонаучная:
1.1.1. Книги опубликованной издательством
"Мысль" серии "Справочники-определители географа и
путешественника": "Почвы СССР", "Водоросли, лишайники и
мохообразные СССР", "Культурные растения СССР","Травянистые
растения СССР", "Насекомые СССР", "Рыбы СССР",
"Земноводные и пресмыкающиеся СССР", "Птицы СССР",
"Млекопитающие СССР". Определение в них построено на узнавании
объектов по цветным картинкам, и потому оно производится легко и занимательно.
Описания кратки, увлекательны и профессиональны.
1.1.2. Книги аналогичной серии "Энциклопедия природы
России", публикуемые в последние годы (Москва, Издательство ABF): "Минералы и горные
породы", "Почвы", "Грибы", "Водоросли, мхи и
лишайники", "Травы", "Деревья и кустарники",
"Декоративные растения", "Лекарственные растения",
"Насекомые", "Рыбы", "Земноводные и
пресмыкающиеся", "Птицы", "Звери".
1.1.3. Нестеров Е.В., Фадеев И.В.,
Пешехонов С.Е.: "Птицы Москвы." Москва, Государственный Дарвиновский
Музей, 1997 (Это - комплект из книги о птицах и соответствующей
аудиокассеты их голосов. Продаётся в
музее).
1.1.4. Плавильщиков Н.Н."Жизнь пресных вод". (Любое
издание).
1.2. Популярно-историческая
о Царицыно.
1.2.1. Минаева К.И.: Царицыно.
Дворцово-парковый ансамбль.
Москва, 1988.
1.2.2. Сергеев И.Н.: Царицыно. Люди,
события, факты.
Москва,
1995.