|
МОСКОВСКАЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ |
____________________________________________________________________________________________________________
109012 Москва, Богоявленский переулок, д.
3, строение 3
Тел.: 624-77-65, тел./факс
621-78-12
__15
марта на
№ ____________ от
_______________ |
Заместителю
руководителя Росприроднадзора |
МИТВОЛЮ
О.Л.
О
нарушениях природоохранного
законодательства
при реконструкции Государственного музея-запо-
ведника
«Царицыно» на особо охраняемой
природ-
ной
территории регионального значения «природно-
исторический
парк «Царицыно»
Уважаемый
Олег Львович!
На
территории Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Царицыно», являющегося
частью образованной в
1.
В ходе так называемой экологической реабилитации Царицынских прудов и
«благоустройства» их прибрежной зоны были уничтожены места обитания
(гнездования) занесённых в Красную книгу города Москвы 14 видов птиц –
уничтожены заросли околоводной растительности и вырублен прибрежный пойменный
лес, указанный в проекте планировки территории природно-исторического парка
«Царицыно» как ценный природный объект.
Это
является нарушением природоохранного законодательства РФ и г.Москвы,
запрещающего деятельность, ведущую к сокращению численности «краснокнижных»
растений, животных и других организмов и ухудшающую среду их
обитания:
-
части 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
-
части 2 статьи 24 Федерального закона «О животном мире»;
-
части 2 статьи 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве»;
-
пункта 7.1 Положения о Красной книге города Москвы, утверждённого постановлением
Правительства Москвы от 10 июля
-
приложения 9 к постановлению Правительства Москвы от 21 июля
-
пункта 27 (абз. 7) приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 9 апреля
2.
Расположенный по левому берегу Верхнего Царицынского пруда средневозрастной
смешанный лес – участок Царицынского лесопарка – путём сплошной вырубки
почвозащитного подлесочного яруса превращён в парковый древостой; также
произведена замена лесного неморального травяного покрова на низкотравные
злаковые газонные покрытия. При этом были уничтожены места произрастания по
меньшей мере 4 видов травянистых растений, занесённых в Красную книгу города
Москвы, что является:
-
нарушением части 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
которая запрещает деятельность, ведущую к сокращению численности «краснокнижных»
растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их
обитания;
-
нарушением части 1 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
которая запрещает хозяйственную и иную деятельность, «оказывающую негативное
воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению
природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное,
историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное
значение и находящихся под особой охраной» (как место произрастания нескольких
видов растений, занесённых в Красную книгу города Москвы, этот участок леса имел
повышенное природоохранное значение);
-
нарушением части 2 статьи 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных
территориях в городе Москве», которой установлено, что «на особо охраняемых
природных территориях, категория и режим охраны и использования которых
позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия,
причиняющие вред природным объектам, в том числе:
искажения
исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
проведение
работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности,
почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых
процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства
Москвы;
нарушение
местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или
являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной
территории»;
-
нарушением «Режима особой охраны объектов животного и растительного мира,
занесённых в Красную книгу города Москвы, и мест их обитания», которым объекты
животного и растительного мира, занесённые в Красную книгу города Москвы,
объявлены подлежащими особой охране, а «деятельность, ведущая к сокращению их
численности и распространения, ухудшающая среду обитания таких объектов»,
запрещена (п. 7.1 Положения о Красной книге города Москвы, утверждённого
постановлением Правительства Москвы от 10 июля
-
нарушением режима особой охраны, принятого для природно-исторического парка
«Царицыно» постановлением
Правительства Москвы от 21 июля
-
нарушением получившего положительное заключение государственной экологической
экспертизы и утверждённого в установленном порядке документа, определившего
сохранение и дальнейшее развитие этой ООПТ – проекта планировки особо охраняемой
природной территории «природно-исторический парк «Царицы-но» (постановление
Правительства Москвы от 29 ноября
-
нарушением части 2 статьи 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды»,
которым «на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается
хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на
указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций
экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения»
(«зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность
зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью
территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих
поселений»).
Те
же нарушения законодательства были допущены по отношению к практически полностью
вырубленному пойменному лесу из ивы ломкой по «благоустроенным» берегам
«реабилитированной» части Нижнего Царицынского пруда (южнее Новоцарицынского
шоссе). Этот ивняк в проекте планировки был выделен в ценный природный объект.
Кроме того, вырубка пойменного леса является наруше-нием части 2 (абз. 10) статьи 60
Водного кодекса РФ, поскольку этот лес находился в водоохранной зоне созданного
на р.Городне Нижнего Царицынского пруда и его прибрежной защитной
полосе.
Многочисленных
нарушений природоохранного законодательства, уже повлёк-ших за собой существенный экологический и
экономический ущерб при реставрации ГМЗ «Царицыно», можно было бы избежать, если
бы Городская комплексная целевая программа перспективного развития
Государственного историко-архитек-турного, художественного и ландшафтного
музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 годы, утверждённая постановлением
Правительства Москвы от 20 июня № 395-ПП в отсутствие положительного заключения
государственной экологической экспертизы,
и разработанная в рамках реализации этой программы проектная документация
в соответствии с требованиями действовавших тогда в прежних редакциях
Федеральных законов «Об экологической экспертизе» и «Об экологической
экспертизе»:
были
подвергнуты процедуре государственной экологической экспертизы;
при
их разработке был соблюдён один из основных принципов охраны окружающей среды –
«обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об
осуществлении хозяйственной и иной деятельности» (статья 3 Федерального закона
«Об охране окружающей среды»), проводимую «в отношении планируемой хозяйственной
и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на
окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности
субъектов хозяйственной и иной деятельности» (часть 1 статьи 32),
а
сама Городская комплексная целевая программа соответствовала получившему
положительное заключение государственной экологической экспертизы проекту
планировки особо охраняемой природной территории «природно-историчес-кий парк
«Царицыно».
В
настоящее время под угрозой «реставрации и приспособления исторического парка»
находится особо ценный для природно-исторического парка «Царицыно« и всей Москвы
участок высоковозрастного широколиственного леса, на котором намечено вырубить
3315 деревьев и 201826 «кустарников» (кустарником назван подрост липы и клёна
остролистного), что составляет соответственно 23% и 99,7% растущих там в
настоящее время деревьев, подроста и кустарников. Эта вырубка также явится
грубейшим нарушением природоохранного законодательства и причинит серьёзный
экологический вред природно-историческому парку «Царицыно».
Московская
экологическая федерация просит:
1.
Остановить намеченную вырубку деревьев и почвозащитного подлесочного яруса
(подрост широколиственных деревьев и лесные кустарники) на участке
высоковозрастного широколиственного леса, выходящего к правому берегу Верхнего
Царицынского пруда.
2.
Поручить ВНИИприроды произвести оценку:
экологического
и экономического ущерба, причинённого вырубкой подлесочного яруса и уничтожением
лесного травяного покрова с занесёнными в Красную книгу города Москвы растениями
на участке смешанного леса по левому берегу Верхнего Царицынского пруда и
вырубкой пойменного леса по левому берегу Нижнего Царицынского пруда к югу от
Новоцарицынского шоссе;
экологического
и экономического ущерба, причинённого уничтожением мест обитания «краснокнижных»
животных при осуществлении работ по экологической реабилитации Царицынских
прудов;
экологического
и экономического ущерба, который будет причинён вырубкой подлесочного яруса на
участке широколиственного леса по левому берегу Верхнего Царицынского
пруда.
3.
Принять меры к привлечению разработчиков Городской комплексной целевой программы
перспективного развития Государственного историко-архитектур-ного,
художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 годы,
её персонального руководителя – члена Правительства Москвы, префекта Южного
административного округа Бирюкова П.П., а также разработчиков проекта
«реставрации и приспособления исторического парка» (Моспроект-2, мастерская № 10) к
установленной законом ответственности за нарушения режима особой охраны и
нанесённый экологический вред.
Московская
экологическая федерация очень рассчитывает на то, что привлечение должностных
лиц к ответственности за нарушения природоохранного законодательства при
проведении экологической реабилитации водоёмов, «реставрации и приспособления
исторического парка» и т.п. на территории природно-историчес-кого парка
«Царицыно» предотвратит такие же нарушения на других ООПТ Москвы, в частности –
на территории природно-исторического парка «Измайлово», где, скорее всего,
аналогичные природопреобразующие работы намечены утверждёнными постановлением
Правительства Москвы от 20 февраля
С
уважением,
сопредседатель
Московской экологической федерации,
одна
из авторов и ответственный редактор
Красной
книги города Москвы
<подпись>
Г.В.Морозова
Контактный
телефон:
8-919-775-12-10
*
Подтверждением
того, что природные сообщества, реконструированные и намеченные к реконструкции
в парковые, являются лесными, служат:
а) их
принадлежность к бывшему государственному лесному фонду (до исключения городских
лесов из него), а занимаемых ими участков к землям бывшего государственного
лесного фонда (Царицынский лесопарк);
б) состав и структура древесной растительности, видовой состав травяного покрова (доминирование лесных неморальных видов), характерное для лесных биотопов животное население.