А.Е.Седов,
доктор билогических наук

ВОЛШЕБНОЕ ЦАРИЦЫНО

   Мы - на юге Москвы. От метро и платформы Царицыно - минут пять ходьбы от центра по дороге левее путей, и вдруг - обширный дивный пруд, а за ним - огромный лесистый холм, на котором, как древняя корона на лохматой голове, - загадочные дворцы. Медленно взойдём туда...

   Как писали про парк Царицыно ранее! Лучше не скажешь, да и все эти слова справедливы и сейчас. "Село Царицыно ... столь оделося приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии таковое место найдётся." (В.Баженов, 1784 г.). "Вид же Царицына при въезде так хорош и приятен и великолепен, ... истинно ничего для глаз так приятного я не видел."(Я.Брюс, письмо Екатерине II, 1784 г.); "...чудесные, разнообразные в нём виды: скромные и великолепные, на холмах возвышенных и в чащах непроходимых, на берегу озёр и на цветущих островах разбросанные храмы и беседки, древние развалины и хижины, гроты и статуи... зеркальная поверхность чистой воды, ... прелестные рощи и великолепные аллеи; луга, ароматными цветами усеянные, и леса непроходимые ... всё, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет, всё найдёте вы в Царицыно!" (А.Раевский, 1825 г.). "... всё общество ... остановилось, чтобы полюбоваться зрелищем Царицынских прудов. Они тянулись один за другим на несколько вёрст; сплошные леса темнели за ними. Мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда, придавала самой воде необыкновенно яркий, изумрудный цвет... Казалось, застывшая масса стекла тяжело и светло улеглась в огромной купели, и небо ушло к ней на дно, и кудрявые деревья неподвижно гляделись в её прозрачное лоно. ... Везде горели яркие, предвечерние краски; небо рдело, листья переливчато блистали, возмущённые поднявшимся ветерком; растопленным золотом струились отдалённые воды; резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые башенки и беседки, кое-где разбросанные по саду." (И.Тургенев, роман "Накануне", 1859 г.). "Перед нами Царицыно... Неоглядная широта панорам, руины сказочной архитектуры, разросшийся парк, живописным картинам которого позавидовал бы сам Пуссен. Ансамбль и сегодня поражает нас величием архитектурного замысла, красочного декоративного убранства, единством природы и искусства... Исполненная величия крупномасштабная композиция Царицына, раскрывающаяся с подъездов к Москве, по масштабу организации пространств не уступала Версалю."(К.Минаева, 1988 - см. список литературы: 1.2.1.)...

   Побродим же по этому дивному парку, осмотрим ансамбль: шесть дворцов (Большой, Малый, Камерюнфарский,  "дома" Лакейский, Оперный, Хлебный), фигурные мосты и ворота, беседку "Церера", ротонду "Золотой сноп", павильоны c иронично-любовными именами "Миловид" и "Нерастанкино", руины - грот и арку... Рельефы природы и зодчества как бы поворачиваются и перекликаются друг с другом - то в одном, то в другом ракурсе, словно молча показывая нам  загадочную древнюю драму. Бродя меж огромных старых деревьев, в таинственных стенах Большого дворца (они без полов и крыш-  входи и броди!), вспомним строки романтиков:  П.Б.Шелли, Э.По, О.Уайльда, символистов и акмеистов нашего "серебряного века"... Погрезим - и спросим: каковы же природа и прошлое этих дивных мест?

    Здесь 300 000 лет назад "поработало" крупнейшее оледенение - Днепровское - оставив залежи песков и гравия. Примыкающий к Теплостанской возвышенности рельеф Царицына резко отличается от всех прочих ландшафтов тянущейся на восток Мещёры:  это высокий холм (около 160 м) со склонами, изрезанными оврагами и балками, местами весьма крутыми. Над прудами найдено 3 пещеры - их декорировали гротами-руинами.

   Людей этот необычный холм привлекал издавна: в окрестностях найдено 23 кургана вятичей 11-13 веков, из них 7 - в самом парке. В Отечественную войну в них проводили раскопки силами школьников (каждый юный археолог получал "зарплату" - бутерброд) -  и нашли прекрасные 7-лопастные височные кольца из серебра, браслет с колокольчиками, керамику... Древние названия двух речек, текущих вокруг холма - Городенка и Язвенка - обозначают одно и то же:   рыбную ловлю с помощью плотинок. Однако первое имя - славянское, а второе - угро-финское. Приходили сюда жить и кочевые племена с юга. Вот какая дружба народов здесь была!

   В окрестностях есть ценнейшие памятники истории - боевые форпосты Москвы 14-16 вв.: здесь шли битвы с ордами ханов Едигея, Девлет-Гирея и Казы-Гирея (последний бежал через этот холм от войска Бориса Годунова).    

   Местность эта тогда была иной - леса да болота - и потому именовалась Чёрная Грязь. Оба здешних пруда (70 га!), вместе с  Борисовскими, были созданы лишь при Борисе Годунове - в целях обороны и на случай голода. Вся эта система рукотворных прудов - 8-километровый каскад. Имение Чёрная Грязь принадлежало Ирине Годуновой, сестре царя. Постройки тех лет были сметены в начале 17 в. - в "смутное время" - крестьянской войной и польской интервенцией. При раскопках у Оперного дома найдена белокаменная лестница, ведшая к пруду; там же аж до 1950-х гг. рос огромный, в несколько обхватов кедр. Скорее всего, это - остатки усадьбы Годуновых: известно, что в России кедры начали сажать в 16 в. .

   В 1633 г. "пустошь Черногрязская" была продана в вотчину окольничему Л.Стрешневу - за 73 рубля (вот каков был рубль!).  В 1683 г. боярин Стрешнев отдал её внуку - князю А.Голицыну, сыну фаворита царицы Софьи. Сохранились описания дивных интерьеров княжеских хором. А в 1689 г. была построена (цитируем опись тех лет): "церковь деревянная, Пресвятые Богородицы Живоносный источник с трапезою и чуланами, о пяти главах, крытая чешуёю зелёною... расписана тремя красками ... колокольня деревянная рубленая...". Основательно перестроенная за минувшие века, стоит она и сейчас. До 18 в. здешние воды считались целебными, особенно для "мужеского чадородия": известна дюжина имён цариц и княгинь, пытавшихся вылечить здесь своих суженых.

   После разгрома стрелецкого бунта, ареста Софьи и ссылки Голицыных вотчина была конфискована. А с 1713 г. ею владел уроженец Молдавии Д.Кантемир - "наш Леонардо да Винчи": философ, архитектор, археолог, музыкант, математик и лингвист. При Кантемирах композиция ансамбля была регулярной: главный дом, "геометрический сад" с "квадратами", плодовый сад и оранжерея. Здесь прошло всё детство великолепного поэта А.Кантемира - любимого Иосифом Бродским и позорно забытого школьной программой;  в здешнем "трелучьи” аллей (его слово!) зрела его душа. 

   И вот вотчина приглянулась Екатерине II:  писала она, что это - "по общему мнению, сущий рай", и "рай" этот купила (с тех пор и имя его - "Царицыно"). Тогда здесь, как и вообще в Москве, эстетично учитывали дальние виды:  Крутицкое подворье, Новоспасский монастырь, Коломенское - с радиусом обзора 10-15 км. (А сейчас - увы ... !).   Царица задумала создать здесь ансамбль, который встречал бы послов Персии и Турции,  и связать его с Петербургской перспективой в парадную магистраль Север-Юг. Архитектор В.Баженов  в своей речи 1773 г. предложил соединить воедино барокко, классицизм и традиции древнерусского зодчества. И вот - проект и строительство Царицына царица поручила ему. В 1776-85 гг.  он заложил здесь парк,  не похожий на нынешний. В основе были идеи английского регулярного сада, но пейзажи были сформированы берёзами, елями и соснами. Немногие из тех деревьев ещё сохранились в парке - сейчас в нём преобладают огромные липы. Планировал Баженов  и птичий остров, и оранжерею на 10000 деревьев. Его творения -  дворцы (кроме нынешнего Большого), Оперный дом, кавалерские корпуса, мосты и ворота. От классицизма в них - геометрическая правильность. От барокко (во многом - от московского, "нарышкинского") - многообразная пластика сводов и контуров, криволинейность пространств, преобладание кругов, овалов и многогранников в планах, скруглённые башни, углы и выступы.  Стрельчатые окна сходны с готическими и романскими. А принцип зодчества - древнерусский: основы и верха - белокаменные, стены - красные кирпичные. И, думается мне, - не только это. Глянем на эскиз Баженова. Это - многоплановая перспективная композиция: на 1-м плане - мосты,  павильоны, Оперный дом; на 2-м - Большой кавалерский дворец; на 3-м - Хлебный Дом; на 4-м - огромная башня с часами. Вертикали -пилястры с высокими шпилями - смотрелись как гигантские флагштоки, а огромные стрельчатые окна первых этажей - как триумфальные арки.  Видовые перспективы шли в разных ракурсах, через определённые интервалы, чтобы у идущих было время осмыслить увиденное. Всё это - немой архитектурный рассказ - по принципу "чем дальше, тем больше". Благодаря этому  принципу и теперь ансамбль и парк раскрываются нам постепенно - как старинная загадочная книга. Уж не обратную ли перспективу внёс сюда Баженов из наших древних икон и фресок - мировосприятие, при котором "микрокосм" зрителя оказывается как бы в фокусе мироздания, в его гармонии?  Декор всех дворцов и мостов тоже уникален: это- нежное и мощное белокаменное кружево по кирпичу.  В нём - перепончатые и сплошные круги, лучистые звёзды и диски. Это солярные знаки - древние культовые символы неба и плодородия земли, призванные рождать мысли о красоте, необъятности и таинственности мироздания.  Есть здесь и удивительные лопатки, накладки, решётки. ребристые обелиски со шпилями, парапеты, фигурные фронтоны, серпы. А в них как бы вплетены стилизованные символы российской державы:  георгиевские кресты, утончённый двуглавый орёл. Откуда всё это?  Дело в том, что - вопреки воле царей - российские умы 18-19 вв. весьма увлекались масонством, опирающимся на древние восточные мистические учения. А само слово "масон" значит "строитель домов и храмов" (франц. le maison - дом, он же - храм в раннехристианской Европе). Потому, можно сказать, Баженов был "масоном по профессии" -  и воплотил эту философию в камне, в таинственной символике. И с опальным диссидентом -  масоном-просветителем Н.Новиковым - он дружил.  Работая над царицынским ансамблем, Баженов столкнулся с  тем, что гнетёт нашу интеллигенцию и по сей день - с ненадёжностью государственных инвестиций. В письмах он сетует, что сотни его каменщиков и штукатуров получили меньше трети обещанных им денег - семьи их голодают,  и сами строители перестали ему верить... И вот, в довершение всех бед, в 1785 г. императрица впервые приезжает осмотреть ансамбль - опасаясь заговора и потому въехав "не с той", не с парадной стороны, "государыня  в гневе, возвращаясь к экипажам, приказывает сломать оный [ансамбль] до основания."(Из письма тех лет). Не оценила царица шедевра и невзлюбила его творца: менее чем через год уволила Баженова временно, а через 2 года - навсегда, без сохранения содержания.

   Но, к счастью, сломать тогда успели немногое. И с 1786 г. здесь творил архитектор М.Казаков - строил огромный, потрясающий Большой дворец. В нём - больше классицизма: идеальная симметричность, установка на восприятие с портала. Однако видно, что Казаков, как мог,  старался развивать и замыслы своего опального предшественника, включая и символику. Творчество Баженова и Казакова повелось относить к классицизму. Однако мы уже видели, как много здесь разнообразных стилей. Но и эклектикой всё это не назовёшь: уж очень органично все стили сплелись. Ансамблю - нет аналогов в мире.

   Со смертью царицы в 1796 г. строительство прекратилось.

   В начале прошлого века архитектор И.Еготов создал здесь 2 беседки, а С.Махов рубками деревьев раскрыл 5 видовых перспектив, посадил липы - основу нынешнего парка - а также дубы, серебристые ивы и сибирские лиственницы, так радующие глаз у Большого дворца. Росло здесь тогда и много кустов шиповника - с алыми цветами. В Царицыно было 8 каменных оранжерей, среди них - ананасная, апельсинная, виноградная, лимонная, персиковая, померанцевая. В них выращивали и лавры, оливы, олеандры, мирты, а также цветы - аквилегии, ирисы-касатики, жёлтые лилии, фиолетовые тюльпаны -  которые огромными куртинами высаживали в грунт в разных участках парка. Была здесь и уникальная коллекция редких растений. Регулярно на холме устраивались народные гулянья, а в левобережном парке - царская охота. В здешней усадьбе бывали поэты П.Вяземский и Н.Языков, проходили литературные вечера З.Волконской... 

   С 1926 парк-усадьба была в ведении “Главнауки”, а затем - Московского отдела народного образования. С 1927 г. она считается музеем, а с 1984 в Кавалерском дворце имеется музей декоративно-прикладного искусства. Советская власть парк не берегла - но и не разрушала, хотя были и такие прожекты. В 1982 г. я видел следы убогой попытки реставрировать несколько зал Хлебного дома - гарь и копоть на наружной стене: поработал стройбат, а затем пировали и спьяну сожгли монтажные леса.  Частенько по стенам Большого дворца карабкались с помощью крючьев начинающие альпинисты. К счастью, в конце 1980-х пригласили польских архитекторов. Умело и деликатно они реставрировали по старым чертежам творения Баженова. А сейчас в музее работают 14 кандидатов наук-гуманитариев. Проводятся интересные научные конференции; последнюю из них посетил и я. В Оперном доме - хорошие концерты. Есть в парке "священная сосна" отечественных хиппи;  там раз в год они устраивают свои празднества...

   Ещё - несколько слов о природе. В 1794 г. при расчистке прудов, по преданию, была поймана огромная щука с золотым кольцом в жабрах, а на нём была гравировка: "Посадил царь Борис Фёдорович". Значит, щуки живут до 200 лет. Но была ли та щука? - В достоверности рассказа о ней зоологи и геронтологи сомневаются... Про кедр Годунова, сосны, берёзы и ели Баженова мы уже поведали. С прошлого века и поныне здесь - необычный для Москвы и Подмосковья комплекс широколиственного леса-липняка. Растут редкие для наших лесов травы: барвинок, костянец, перелеска, фиалка удивительная. Живут горностаи -  летом буроватые, зимой белые с чёрными кончиками хвостов (помните царские мантии?). Осмелилась гнездиться парочка крупных наших ястребов - тетеревятников, птицы весьма осторожные. Здесь живут выпущенные любителями скворцы-майны - уроженцы юга Азии. А недалеко - на Борисовских прудах - пыталась гнездиться колония чаек. Всё это - наши сокровища. Мы владеем ими - и любим их, познавая.

Справочный материал:

1. Популярная занимательная литература.

1.1. Естественнонаучная:

1.1.1. Книги опубликованной издательством "Мысль" серии "Справочники-определители географа и путешественника": "Почвы СССР", "Водоросли, лишайники и мохообразные СССР", "Культурные растения СССР","Травянистые растения СССР", "Насекомые СССР", "Рыбы СССР", "Земноводные и пресмыкающиеся СССР", "Птицы СССР", "Млекопитающие СССР". Определение в них построено на узнавании объектов по цветным картинкам, и потому оно производится легко и занимательно. Описания кратки, увлекательны и профессиональны.

1.1.2. Книги аналогичной серии "Энциклопедия природы России", публикуемые в последние годы (Москва, Издательство ABF): "Минералы и горные породы", "Почвы", "Грибы", "Водоросли, мхи и лишайники", "Травы", "Деревья и кустарники", "Декоративные растения", "Лекарственные растения", "Насекомые", "Рыбы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Птицы", "Звери".

1.1.3. Нестеров Е.В., Фадеев И.В., Пешехонов С.Е.: "Птицы Москвы." Москва, Государственный Дарвиновский Музей, 1997 (Это - комплект из книги о птицах и соответствующей аудиокассеты их голосов. Продаётся в музее).

1.1.4. Плавильщиков Н.Н."Жизнь пресных вод". (Любое издание).  

1.2. Популярно-историческая о Царицыно.

1.2.1. Минаева К.И.: Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль.

         Москва,  1988.

1.2.2. Сергеев И.Н.: Царицыно. Люди, события, факты.

         Москва, 1995.

 

Hosted by uCoz