ПРЕЗИДЕНТУ Российской Федерации

ПУТИНУ Владимиру Владимировичу,

от учредителя Московского регионального органа общественной самодеятельности “Царицыно для всех”

МАРГУЛЕВА Андрея Игоревича,
проживающего: 115522, Москва,

31.05.2006 г.
ОБРАЩЕНИЕ

О принятии срочных мер по восстановлению конституционных прав
граждан и законности, нарушаемых противоправной
градостроительной деятельностью под руководством Мэра
Москвы Ю.М. Лужкова на особо охраняемой природной территории
«Природно-исторический парк “Царицыно”»


Уважаемый Владимир Владимирович!

     Распоряжением Правительства РФ от 23 февраля 2004 г. № 260-р, по предложению Минкультуры РФ в лице тогдашнего министра М.Е. Швыдкого, федеральное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"» (далее - ГМЗ «Царицыно») было «преобразовано» в учреждение культуры г. Москвы и передано из федеральной собственности в собственность г. Москвы. Этот не основанный на законе акт обосновывался в указанном Распоряжении якобы целью «создания оптимальных условий для сохранения объектов культурного наследия, расположенных в г. Москве», что полностью противоречило реальному положению дел, отраженному, в частности, Счетной палатой РФ в «Отчете о результатах проверки полноты учета, эффективности и исполнения законодательства при использовании и распоряжении объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения в период 1992-2002 годов по г. Москве и г. Санкт-Петербургу, в том числе в ЗАО “ПРЭО “Нежилой фонд”», утвержденному решением ее коллегии от 14 мая 2004 года № 15 (379). Отчет, помимо серьезнейших финансовых нарушений в деятельности московских властей, определял «факты разрушения, уничтожения и так называемого “воссоздания” памятников из современных материалов и на основе современных технологий, которые зачастую лишь отдаленно напоминают уничтоженные памятники», отмечая, что «должностными лицами Правительства Москвы нарушаются требования федерального и московского законов об охране и использовании памятников истории и культуры, согласно которым снос и изменение памятников запрещены».
     Уже летом 2005 года худшие опасения общественности насчет судьбы «Царицыно» стали оправдываться: распоряжением Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. № 853-РП «О развитии территории Государственного учреждения культуры города Москвы “Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»”» на территории ГМЗ «Царицыно» и, соответственно, на включающей ее особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк “Царицыно”» (ООПТ ПИП «Царицыно») строительным комплексом Москвы начались круглосуточные градостроительные работы, нарушающие законодательство и наносящие непоправимый вред окружающей среде и историко-культурному наследию федерального значения. Вся эта градостроительная деятельность, под видом решения проблем музея-заповедника, десятилетиями не решаемых федеральными властями, на деле является проектом введения в коммерческий оборот заповедной территории природно-исторического парка.
     До 2005 года территория ГМЗ «Царицыно» (в составе Бирюлевского лесопарка) фактически превратилась в рекреационную и физкультурно-спортивную зону для жителей Москвы и прежде всего близлежащих районов (Орехово-Борисово и др.), что, разумеется, противоречило ее статусу памятника истории и культуры федерального значения (с 1994 года) и региональной ООПТ (с 1998 года), но вполне соответствовало ранее сложившейся за многие десятилетия репутации «зоны отдыха». Нынешнее «развитие», однако, идет не по пути снятия проблем антропогенного давления на указанную территорию, а по пути ее коммерческого освоения предполагаемыми инвесторами, причем посещаемость территории планируется увеличить в несколько раз. Взамен «романтического» парка с двухсотлетней историей создается дворцово-парковый комплекс - как для увеселений, включающих «корпоративные» празднества, гостиничные и торгово-развлекательные коммерческие проекты, так и для неких «представительских» функции, сравниваемых с функциями Большого Кремлевского дворца. К задачам научной реставрации, которой пытаются прикрывать осуществляемое при личном руководстве мэром Лужковым строительство, все это не имеет никакого отношения. Сложившийся за многие десятилетия еще до создания музея-заповедника ландшафт, вместо предусмотренного законом и уставными задачами музея-заповедника сохранения, грубо, с помощью экскаваторов и бульдозеров, искажается для «воссоздания» его состояния «екатерининских» времен. При этом не учитываются ни сложившееся в прилегающих районах положение с качеством природной среды, ни мнение общественности, многократно высказанное в обращениях к городским властям, ни то антропогенное давление, которое пока еще выдерживал парк благодаря сохранности своей экосистемы, по которой ныне наносится удар за ударом.
     С правовой точки зрения, ведущаяся на особо охраняемой территории парка градостроительная деятельность, представляющая собой реконструкцию с использованием современных материалов (включая типовые бетонные блоки), изменяющую памятник (например, куполообразное перекрытие «атриума» Хлебного дома, изменяющее его характерные очертания), а также капитальное строительство новых объектов на территории памятника (например, подземных гаражей) полностью запрещены существующим законодательством, в частности, Законом города Москвы № 26 от 14.07.2000 г. «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» статья 29 ч. 1, статья 33 ч. 3; Законом города Москвы № 40 от 09.06.2004 г. «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» статья 8 ч. 1; «Типовым положением о природно-исторических парках города Москвы», прилагаемым к постановлению Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. № 262-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»”».
     Беспрецедентная заинтересованность и личное участие возглавляющего Совет по координации работ по развитию, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и строительству объектов Государственного ГМЗ «Царицыно» мэра Лужкова в максимально ускоренном принятии и реализации проектных решений с самого начала сделали невозможным введение их в правовое русло контролирующими органами городской администрации. Невероятное строительное рвение (объясняемое, возможно, не только карьерными, но корыстными интересами) проявляет руководитель Рабочей группы Префект ЮАО Бирюков П.П. (строительная компания УниверсСтройЛюкс, возглавляемая его братом, принимает, по сообщениям прессы - ПРИЛОЖЕНИЕ 1, активное участие в развернутом строительстве). От решения каких-либо вопросов, связанных с этой деятельностью, был полностью отстранен Спецлесхоз «Юго-Восточный» - специально уполномоченный государственный орган по управлению ООПТ ПИП «Царицыно». Еще ранее, в 2002 году, основная часть территории ГМЗ «Царицыно» (376 га) была передана в постоянное (бессрочное) пользование Главному управлению охраны памятников г. Москвы (нынешнему Москомнаследию), что впрямую запрещено статьей 14 ч. 3 Закона города Москвы № 48 от 26.09.2001 г. «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Тому же Закону противоречит и распоряжение Правительства Москвы № 1663-РП от 30.10.2002 г. «О резервировании земельного участка под размещение дачного поселка», предусматривающее выделение на правах долгосрочной аренды 7 га ООПТ ПИП «Царицыно» для строительства дачного поселка ОАО Мосдачстрой. Одновременно, не было выполнено и не выполняется до сих пор Постановление Правительства Москвы № 825-ПП от 7.10.2003 г. (с изм.) «Об оформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с расположенными на них городскими лесами и объектами озеленения, находящимися в оперативном управлении Государственного учреждения “Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями”», которым в срок до 01.10.2005 предполагалась регистрация и оформление Московскому городскому управлению ООПТ права постоянного (бессрочного) пользования лесной территорией в составе ООПТ ПИП «Царицыно» площадью 328 га; наоборот, в этот период очередная часть данной территории (из находящихся в границах ГМЗ «Царицыно» 169,4 га) была все так же противозаконно оформлена в постоянное (бессрочное) пользование все тому же Москомнаследию. Вся же контролирующая функция Департамента природопользования г. Москвы в лице его руководителя Бочина Л.А. сводится в настоящее время к автоматическим «согласованиям» противоправных градостроительных решений по территории ООПТ ПИП «Царицыно» и собственным «положительным заключениям» по фактически проведенным работам, «заменяющим» требуемые законом положительные заключения государственных экологических экспертиз.
     В настоящее время в Природно-историческом парке «Царицыно» круглосуточно, усилиями многих сотен гастарбайтеров, ведется реализации незаконных и скрытых от общественности «рабочих проектов», которыми Большой дворец превращается из памятника в муляж, а прославленный в истории России парк, не имеющий аналогов в Европе, - в угодный мэру Лужкову «Версаль» и «Петергоф». Для этой цели уже начата (например, на «Покровской стороне», над бывшей лодочной станцией) запланированная поэтапная вырубка подлеска (маскируемая «санитарными рубками»); тяжелой техникой изуродованы берега Верхнего Царицынского пруда, застилаемые ныне рулонным газоном. Засохла почти сотня лип вдоль Шипиловского проезда - после проведенного там прошлой осенью «благоустройства», сопровождавшегося уничтожением 20 га кустарников. Оформляются порубочные билеты для уничтожения столетних лиственниц на территории восстанавливаемых оранжерей…
     Беззащитным оказался не только парк, но и население.
     Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 42), а порядок реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду предусматривает, что одним из основных условий для утверждения любой градостроительной документации является учет мнения населения и что согласно статье 2 Закона города Москвы от 25 июня 1997 года № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны: до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта; обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления». Однако и это конституционное право грубо нарушается московскими властями. Единственные «общественные слушания», проведенные 28.07.2005 г. в Оперном доме ГМЗ «Царицыно», были на деле сфальсифицированы, а сфабрикованный по ним префектурой ЮАО протокол (приложение 3 к ПРИЛОЖЕНИЮ 2 настоящего обращения) содержит заведомо ложные сведения (см. мое заявление в Генеральную и природоохранную прокуратуры от 15.12.2005 г. - ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Неоднократные обращения жителей и их объединений к Мэру Лужкову (например, «письмо 200 жителей» (приложение 5 к ПРИЛОЖЕНИЮ 2); обращение участников встречи в библиотеке - ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и к Префекту ЮАО Бирюкову П.П. (например, ПРИЛОЖЕНИЕ 4) остались без ответов по существу (см. приложение 6 к ПРИЛОЖЕНИЮ 2; ПРИЛОЖЕНИЕ 5, 6). Никаких видимых мер по моему заявлению в Генеральную и природоохранную прокуратуры от 15.12.2005 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) не принимала ни природоохранная прокуратура города Москвы (оставляя их даже без ответа), ни вышестоящие прокуратуры (ПРИЛОЖЕНИЕ 7, 8), направившие данное заявление все в ту же природоохранную прокуратуру. Не дала ответа на обращение от 14.02.2006 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9), в том числе, после устных напоминаний, и Росохранкультура.

     Все эти обстоятельства вынуждают нас обратиться к Вам, как к гаранту Конституции, с просьбой ДАТЬ ПОРУЧЕНИЕ Генеральной прокуратуре РФ: 1. Проверить законность Распоряжения Правительства РФ от 23 февраля 2004 г. № 260-р и внести на него протест, либо обратиться с судебным иском о его отмене в связи с ненадлежащим исполнением новым собственником (Правительством Москвы) обязанностей по содержанию, сохранению и использованию данного объекта исторического и культурного наследия федерального значения, повлекшим его повреждение.

2. Провести расследование по приведенным здесь фактам нарушения прав человека и законодательства РФ проводимыми в настоящее время на территории ООПТ ПИП «Царицыно» в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 853-РП от 20.05.2005 работами; опротестовать данное Распоряжение и возбудить уголовные дела по признакам составов преступления, предусмотренных статьями 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры») и 262 («Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов») УК РФ, выдав предписание председателю Совета по координации работ по развитию, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и строительству объектов Государственного ГМЗ «Царицыно» мэру Москвы Лужкову Ю.М. и председателю соответствующей Рабочей группы префекту ЮАО г. Москвы Бирюкову П.П. немедленно приостановить указанные работы до конца расследования.
     Замечу, что все изложенные здесь обстоятельства приводят меня и всех известных мне жителей города Москвы к следующему выводу: при принятии федеральными органами государственной власти решений о дальнейшей судьбе Природно-исторического парка «Царицыно», необходимо исключить любые коммерческие подходы, как представляющие угрозу историко-культурной, природоохранной и оздоровительной функциям этого уникального комплекса.

С уважением,
А.И. Маргулев


ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Статья «Найдется ли Управа на префекта». - Новая газета, № 38, 2006.
2. Заявление в Генеральную и природоохранную прокуратуры от 15.12.2005 г.
3. Обращение участников встречи в библиотеке 18.03.2006 к Мэру Лужкову Ю.М.
4. Обращение участников встречи в библиотеке 18.03.2006 к Префекту ЮАО Бирюкову П.П.
5. Ответ на обращение участников встречи в библиотеке к Префекту ЮАО Бирюкову П.П.
6. Ответ на обращение участников встречи в библиотеке к Мэру Лужкову Ю.М.
7. Извещение Генеральной прокуратуры о направлении заявления в Прокуратуру Москвы.
8. Копия сопроводительного письма из Прокуратуры Москвы в Межрайонную природоохранную прокуратуру г. Москвы.
9. Обращение в Росохранкультуру от 14.02.2006 г.
Hosted by uCoz