Из Заявления о преступлении от 31.07.2008, поданного  Маргулевым А.И.

в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по г. Москве

В течение 3 лет на территории ГМЗ «Царицыно», входящей в состав особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Царицыно», ведутся работы, грубо нарушающие природоохранное законодательство.

Средством организации этой деятельности являются ведущиеся уже 3 года еженедельные заседания «рабочей группы» именуемой также «штабом» под руководством Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы П.П. Бирюкова, либо его «заместителя» – зам. руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы Писклова Г.И. Решения оформляются протоколами, в которых содержатся конкретные предписания руководителям заказчиков и подрядчиков по осуществлению работ.

Вся построенная таким образом деятельность позволяет «осваивать» ежегодно многие миллиарды рублей бюджетных средств. Беда, однако, не только в том, что эти средства наполовину (по моим оценкам) перетекают в криминальные доходы, но и в том, что природной среде наносится непоправимый материальный вред на десятки миллиардов рублей, а также выражаемый в росте смертности и заболеваемости от экологических причин ущерб здоровью населения Москвы.

Это происходит потому, что предметом преступления в данном случае является лес парка «Царицыно», вошедшего в состав ООПТ ПИП «Царицыно», и его уникальный лесной напочвенный покров, который на площади 110 га этого леса методично покрывается завозной почвой, в основном, котлованного происхождения и последующим устройством традиционного газона… на природных почвах, где росли травы-медоносы, являвшихся местообитанием растений и животных из Красной книги города Москвы.

Указанные проекты, созданные Архитектурно-проектной мастерской № 10 по ландшафтной архитектуре и городскому дизайну ГУП Моспроект-2 им. М.В. Посохина под руководством Мориной Марины Ричардовны… нарушают правила охраны окружающей среды, поскольку при создании предусмотренных данным проектом объектов городского парка – дорог (с бетонным «корытом» глубиной 40–70 см), газонов на завозном грунте, декоративных фонарей с подземной прокладкой кабеля на глубине 70–80 см – были нарушены:

Лесной кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 2007 г., п. 5 ст. 102 которого гласит: «В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями». Деятельность по реализации указанных проектов в защитном лесу парка «Царицыно» противоречит целевым назначениям защитного леса и его полезным функциям, поскольку, как уже указывалось, уничтожает данный лес как экологическую систему и природный объект, образовывая на его месте озелененную территорию в форме городского парка.

Федеральный закон «О животном мире», ст. 24 которого гласит: «Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются». После вырубки подлеска в 2007 г. нескольких тысяч единиц деревьев и нескольких сот тысяч единиц «кустарника», а также последующим погребением лесных почв с лесными травянистыми растениями, микроорганизмами и животными, – были уничтожены местообитания заца-беляка, серой неясыти, ласки, травяной лягушки; при этом колония травяных лягушек, размножавшихся в Оранжерейных прудах, была полностью уничтожена физически. В результате работ, ведущихся в настоящий момент на оставшемся лесном участке (с еще уцелевшим подлеском), территорию покинули ястреб-тетеревятник, серая неясыть, белоспинный дятел.

Руководя Департаментом ППиООС, Бочин Л.А несет ответственность за выдачу Департаментом положительных заключений на рабочие проекты реставрации и приспособления исторического парка, а также благоустройства его участков, хотя этими проектами предусматривалось фактическое преступное уничтожение леса, преобразуемого в озелененную территорию в форме городского парка, в том числе запрещенные режимами особой охраны вырубка лесных насаждений или их перевод в парковые, удаление пригодных для обитания животных дуплистых и фаутных деревьев, изреживание подлесочного яруса.

Указанное ненадлежащее исполнение Л.А. Бочиным обязанностей по руководству Департаментом ППиООС повлекло причинение государству крупного ущерба (более 100 тыс. рублей) в виде стоимости вырубленного подлеска, состоящего, в основном, из подроста клена, а также фаутных деревьев, – которую можно рассчитать по существующим методикам.

1 августа возобновляется незаконная вырубка последнего участка Царицынского леса («3-я Радиальная ул.»). Мы ждем, что она будет пресечена.

 

 

 

Из Запроса депутата Мосгордумы Митрохина С.С. прокурору г. Моквы

сделанного на заседании Мосгордумы 16.07.2008

Гражданам стало известно, что вырубка ведется на основании ордера ОАТИ города Москвы № 08444891 от 04.07.2008 на производство земляных работ, обустройство и содержание строительных площадок ООО «УниверсСтройЛюкс» (заказчик – ГУП ДЗ «Гидромост», проект – Благоустройство территории по ул. 3-я Радиальная (левобережная часть исторического парка Верхнего Царицынского пруда) ГМЗ «Царицыно»). Вид работ – капитальный ремонт. К ордеру приложен график производства работ, утверждённый начальником ГУП ДЗ «Гидромост» С.В.Костинским с согласующим штампом ОАТИ города Москвы «К ордеру № 08444891».

Вырубка деревьев, разрешенная ордером, нарушает действующее законодательство.

1. Проект «Благоустройство территории по ул. 3-я Радиальная (левобережная часть исторического парка Верхнего Царицынского пруда) ГМЗ «Царицыно», разработанный мастерской 10 Моспроекта-2, не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы и не может реализовываться.

Проведение государственной экологической экспертизы объектов, капитальный ремонт которых осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, обязательно в соответствии с пунктом 4.1 статьи 12 федерального закона «Об экологической экспертизе». Данная норма введена федеральным законом №75-ФЗ от 16.05.2008 и действует с 31.05.2008 года, то есть действовала на момент издания ордера.

2. Ордер и согласованный на его основании график работ разрешает вырубку деревьев во время выводко-гнездового периода (с 1 апреля по 31 июля).

В Москве вырубки деревьев в этот период на территориях особо охраняемых природных территорий запрещены (ч. 2 ст. 30 закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях).

3. Вырубка производится с нарушениями порядка, установленного Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 №743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы". В частности, отсутствует информационный щит, не помечены краской сохраняемые и подлежащие вырубки деревья.

4. Работы ведутся на участке ГМЗ «Царицыно», который постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 957-ПП «О проекте планировки особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Царицыно» выделен по функциональному назначению в участок природного типа природоохранного вида (п. 2, приложение 4), по ландшафтному – в участок природного типа лесного вида (п. 2, приложение 6). Учитывая, что на участке установлен режим регулирования градостроительной деятельности № 1, на всей его площади недопустимы работы, которые могут изменить существующий лесной ландшафт и лесной облик участка, в т.ч. вырубка подлесочного яруса (в графике – кустарник), строительство прогулочных дорог паркового типа и площадок отдыха, прокладка освещения и т.п. А именно эти работы ведутся на данном участке, и они нарушают утверждённый Правительством Москвы проект планировки.

5. Норма ч. 2 статьи 15 закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает хозяйственную деятельность на территории, а значит и капитальный ремонт объектов озеленения и благоустройства, без оформления охранных обязательств.

В данном случае охранные обязательства не оформлены.

Частью охранных обязательств является паспорт земельного участка, который на настоящее время не разработан.

Постановлением Правительства Москвы №547-ПП от 03.07.2008 с ГПУ «Природно-исторический парк «Царицыны» сняты функции охраны земельного участка площадью 651 га, входящего в особо охраняемую природную территорию регионального назанчения «Природно-исторический парк «Царицыно», в связи с предоставлением этого участка ГМЗ «Царицыно» (п. 11.1).

При этом функции по охране указанной территории не возложены ни на ГМЗ «Царицыно», ни на какую-либо другую организацию.

Проведение вырубки деревьев до определения охраняющей организации и оформления охранных обязательств невозможно.

Некоторые из указанных нарушений признаны Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (прилагается акт).

Прошу Вас:

Провести проверку законности выдачи указанного ордера на ведение работ, по ее результатам принять меры прокурорского реагирования.

 

 

Из Повторной жалобы Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я. Маргулева А.И. 10.01.2007 г.

на действия (непринятие мер, оставление жалоб без ответа, немотивированные отказы

 по обращениям о принятии мер) Прокурора города Москвы

 

Я вторично обжалую в Генеральной прокуратуре РФ непринятие Прокуратурой города Москвы мер по пресечению нарушений закона и нарушения прав граждан решениями и действиями Правительства Москвы по так называемому развитию территории ГМЗ «Царицыно» и проведению так называемых реставрационных работ на ООПТ «Царицыно».

1. Согласно статье 18 пункт 1 Закона города Москвы № 48 от 26 сентября 2001 г. «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» обязательной государственной экологической экспертизе подлежит «документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность в границах особо охраняемых природных территорий в городе Москве и их охранных зон (за исключением лесохозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, где регулярно проводится лесоустройство)». Между тем, проект указанного Распоряжения, предусматривающего разноообразную хозяйственную деятельность на ООПТ «Царицыно», государственную экологическую экспертизу не проходил.

В настоящее время Правительством Москвы, согласно его Постановлению от 20 июня 2006 г. № 395-ПП «О городской комплексной целевой программе перспективного развития государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 гг.» (далее Постановление), реализуется на особо охраняемой территории музея-заповедника «Царицыно» указанная Программа, проект которое также не проходил ГЭЭ. При этом не подавались на ГЭЭ и все материалы рабочих проектов, определенных этой программой мероприятий, выполняемых в настоящее время в силу этого в нарушение все того же пункта 1 ст. 18. Закона города Москвы № 48 от 26 сентября 2001 г.

Указанная программа предусматривает выполнение в 2006 г. «санитарной очистки исторического парка (232 га) для подготовки его реставрации и комплексного благоустройства», в 2007 г. – «выполнение основных работ по реставрации и комплексному благоустройству центральной части исторического парка, прилегающей к дворцовой зоне» (раздел 3 «Пояснительной записки к Программе»). Отметим, что указанная территория «исторического парка» уже много десятилетий являлась лесопарковой зоной – территорией Бирюлевского лесопарка, войдя в качестве таковой (частично) в 1984 г. в состав ГМДПИ народов СССР, с 1993 г. – в состав ГМЗ «Царицыно», а в 1998 г. – и в состав особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк “Царицыно”».

Весной 2006 г. часть «санитарной очистки» и «комплексного благоустройства» – без прохождения ГЭЭ – была выполнена на «Покровской стороне» исторического парка – согласно информации размещенного там стенда:

О данной вырубке мною сообщалось в Обращении к Президенту РФ В.В. Путину от 31.05.2006 г. (приложение 3), о неудовлетворительном рассмотрении которого и шла речь в упомянутой Жалобе Прокурору Москвы от 20.07.2006 (приложение 2), фото вырубки в стадии завершения – в приложении 4. Таким же образом – без ГЭЭ с полной вырубкой кленового подлеска (с диаметром стволов до 8 см, по сообщению сотрудников мастерской № 10 ГУП «Моспроект-2 (разработчик проекта реставрации), производивших обмеры деревьев в ноябре-декабре 2006 г., и кустарника – будет произведено в ближайшие 2-4 месяца «комплексное благоустройство» и центральной части исторического парка, прилегающей к дворцовой зоне. Эта предстоящая вырубка грозит превратить уникальный, сложившийся за много десятилетий знаменитый на всю Европу своей неповторимой красотой лесопарк (фото в приложении 5) в заурядный регуляризованный парк, который, по мнению зав. лабораторией охраны природы города ВНИИ охраны природы Б.Л. Самойлова ждет, после этого, деградация и гибель.

Изложенные обстоятельства вынуждают меня просить Вас

1) принять меры полномочиями и средствами, имеющимися у Генеральной прокуратуры РФ, по исполнению принятых мер прокурорского реагирования и пресечению вышеописанных незаконных работ, к которым следует отнести все не прошедшие ГЭЭ указанные выше благоустроительные и «реставрационные» работы, предусмотренные упомянутой Программой, прекратив позорное и видимое всем надругательство над законом, происходящее при участии Прокуратуры Москвы;

2) провести расследование причин препятствования Прокуратурой Москвы исполнению собственных представлений;

а также повторно просить Вас:

1. Опротестовать Распоряжение Правительства Москвы № 853-РП от 20.05.2005 как противоречащее закону.

3. Проверить законность Распоряжения Правительства РФ от 23 февраля 2004 г. № 260-р и внести на него протест, либо обратиться с судебным иском о его отмене в связи с ненадлежащим исполнением новым собственником (Правительством Москвы) обязанностей по содержанию, сохранению и использованию данного объекта исторического и культурного наследия федерального значения, повлекшим его повреждение.

Hosted by uCoz