МОСКОВСКАЯ

           ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

                            ФЕДЕРАЦИЯ

____________________________________________________________________________________________________________

109012   Москва, Богоявленский переулок, д. 3, строение 3                Тел.: 624-77-65, тел./факс 621-78-12

__15 марта 2007 г.   № ____2-пк_______

на № ____________ от  _______________

Заместителю руководителя

               Росприроднадзора

                                                                                                         МИТВОЛЮ О.Л.

О нарушениях  природоохранного законодательства

при  реконструкции   Государственного  музея-запо-

ведника «Царицыно»   на особо охраняемой природ-

ной территории регионального значения «природно-

исторический парк «Царицыно»

Уважаемый Олег Львович!

На территории Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Царицыно», являющегося частью образованной в 1998 г. особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения – природно-исторического парка «Царицыно», с 2006 года в рамках реализации Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 годы осуществляются масштабные природопреобразующие мероприятия, нарушающие природоохранное законодательство РФ и  г.Москвы.

1. В ходе так называемой экологической реабилитации Царицынских прудов и «благоустройства» их прибрежной зоны были уничтожены места обитания (гнездования) занесённых в Красную книгу города Москвы 14 видов птиц – уничтожены заросли околоводной растительности и вырублен прибрежный пойменный лес, указанный в проекте планировки территории природно-исторического парка «Царицыно» как ценный природный объект.

Это является нарушением природоохранного законодательства РФ и г.Москвы, запрещающего деятельность, ведущую к сокращению численности «краснокнижных» растений, животных и других организмов и ухудшающую среду их обитания:

- части 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

- части 2 статьи 24 Федерального закона «О животном мире»;

- части 2 статьи 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»;

- пункта 7.1 Положения о Красной книге города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2001 г. № 634-ПП;

- приложения 9 к постановлению Правительства Москвы от 21 июля 1998 г.;

- пункта 27 (абз. 7) приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 9 апреля 2002 г. № 262-ПП.

2. Расположенный по левому берегу Верхнего Царицынского пруда средневозрастной смешанный лес – участок Царицынского лесопарка – путём сплошной вырубки почвозащитного подлесочного яруса превращён в парковый древостой; также произведена замена лесного неморального травяного покрова на низкотравные злаковые газонные покрытия. При этом были уничтожены места произрастания по меньшей мере 4 видов травянистых растений, занесённых в Красную книгу города Москвы, что является:

- нарушением части 1 статьи 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая запрещает деятельность, ведущую к сокращению численности «краснокнижных» растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания;

- нарушением части 1 статьи 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая запрещает хозяйственную и иную деятельность, «оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной» (как место произрастания нескольких видов растений, занесённых в Красную книгу города Москвы, этот участок леса имел повышенное природоохранное значение);

- нарушением части 2 статьи 30 Закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», которой установлено, что «на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;

нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории»;

- нарушением «Режима особой охраны объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу города Москвы, и мест их обитания», которым объекты животного и растительного мира, занесённые в Красную книгу города Москвы, объявлены подлежащими особой охране, а «деятельность, ведущая к сокращению их численности и распространения, ухудшающая среду обитания таких объектов», запрещена (п. 7.1 Положения о Красной книге города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 10 июля 2001 г. № 634-ПП);

- нарушением режима особой охраны, принятого для природно-исторического парка «Царицыно»  постановлением Правительства Москвы от 21 июля 1998 г. (приложение 9) и запрещающего на землях сторонних землепользователей, включённых в границы особо охраняемой природной территории без изъятия из хозяйственного использования (ГМЗ «Царицыно» на территории природно-историчес-кого парка является таковым), «любые действия, причиняющие вред имеющимся на этих землях природным комплексам, растительному и животному миру, если они не связаны с ремонтом и реконструкцией существующих коммуникаций, а также новым капитальным строительством» (п. 2.4); «вырубку лесных насаждений или их перевод в парковые*; проведение рубок ухода в лесных насаждениях старше 40 лет; удаление пригодных для обитания животных дуплистых и фаутных деревьев при проведении санитарных рубок; изреживание подлесочного яруса; удаление опавших листьев и хвороста (ветвей) из лесных насаждений; проведение рубок ухода и санитарных рубок в выводково-гнездовой период – с 1 апреля по 31 июля» (п. 2.5);

- нарушением получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы и утверждённого в установленном порядке документа, определившего сохранение и дальнейшее развитие этой ООПТ – проекта планировки особо охраняемой природной территории «природно-исторический парк «Царицы-но» (постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 957-ПП), который не содержал мероприятий по превращению лесных насаждений в парковые на территории ГМЗ. Это подтверждается утверждёнными основными показателями сохранения и развития природно-исторического парка: участки ГМЗ «Царицыно» со стороны левого и правого берегов Верхнего Царицынского пруда при зонировании территории природно-исторического парка по ландшафтному назначению выделены в участки природного типа и лесного вида (п. 2.3 и приложение 6 указанного постановления), а общая площадь участков лесного вида назначения составляет 420,71 га (п. 2.5 и приложение 8), при этом площадь расположенных в границах ООПТ Царицынского лесопарка, Бирюлёвского дендропарка и Бирюлёвского, или Видновского лесопарка по учёту лесного фонда составляла около 420 га;

- нарушением части 2 статьи 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которым «на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения» («зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений»).

Те же нарушения законодательства были допущены по отношению к практически полностью вырубленному пойменному лесу из ивы ломкой по «благоустроенным» берегам «реабилитированной» части Нижнего Царицынского пруда (южнее Новоцарицынского шоссе). Этот ивняк в проекте планировки был выделен в ценный природный объект. Кроме того,  вырубка пойменного  леса  является  наруше-нием части 2 (абз. 10) статьи 60 Водного кодекса РФ, поскольку этот лес находился в водоохранной зоне созданного на р.Городне Нижнего Царицынского пруда и его прибрежной защитной полосе.

Многочисленных нарушений природоохранного законодательства, уже повлёк-ших за собой  существенный экологический и экономический ущерб при реставрации ГМЗ «Царицыно», можно было бы избежать, если бы Городская комплексная целевая программа перспективного развития Государственного историко-архитек-турного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 годы, утверждённая постановлением Правительства Москвы от 20 июня № 395-ПП в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы,  и разработанная в рамках реализации этой программы проектная документация в соответствии с требованиями действовавших тогда в прежних редакциях Федеральных законов «Об экологической экспертизе» и «Об экологической экспертизе»:

были подвергнуты процедуре государственной экологической экспертизы;

при их разработке был соблюдён один из основных принципов охраны окружающей среды – «обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности» (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), проводимую «в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности» (часть 1 статьи 32),

а сама Городская комплексная целевая программа соответствовала получившему положительное заключение государственной экологической экспертизы проекту планировки особо охраняемой природной территории «природно-историчес-кий парк «Царицыно».

В настоящее время под угрозой «реставрации и приспособления исторического парка» находится особо ценный для природно-исторического парка «Царицыно« и всей Москвы участок высоковозрастного широколиственного леса, на котором намечено вырубить 3315 деревьев и 201826 «кустарников» (кустарником назван подрост липы и клёна остролистного), что составляет соответственно 23% и 99,7% растущих там в настоящее время деревьев, подроста и кустарников. Эта вырубка также явится грубейшим нарушением природоохранного законодательства и причинит серьёзный экологический вред природно-историческому парку «Царицыно».


Московская экологическая федерация просит:

1. Остановить намеченную вырубку деревьев и почвозащитного подлесочного яруса (подрост широколиственных деревьев и лесные кустарники) на участке высоковозрастного широколиственного леса, выходящего к правому берегу Верхнего Царицынского пруда.

2. Поручить ВНИИприроды произвести оценку:

экологического и экономического ущерба, причинённого вырубкой подлесочного яруса и уничтожением лесного травяного покрова с занесёнными в Красную книгу города Москвы растениями на участке смешанного леса по левому берегу Верхнего Царицынского пруда и вырубкой пойменного леса по левому берегу Нижнего Царицынского пруда к югу от Новоцарицынского шоссе;

экологического и экономического ущерба, причинённого уничтожением мест обитания «краснокнижных» животных при осуществлении работ по экологической реабилитации Царицынских прудов;

экологического и экономического ущерба, который будет причинён вырубкой подлесочного яруса на участке широколиственного леса по левому берегу Верхнего Царицынского пруда.

3. Принять меры к привлечению разработчиков Городской комплексной целевой программы перспективного развития Государственного историко-архитектур-ного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» на 2006-2008 годы, её персонального руководителя – члена Правительства Москвы, префекта Южного административного округа Бирюкова П.П., а также разработчиков проекта «реставрации и приспособления исторического парка»  (Моспроект-2, мастерская № 10) к установленной законом ответственности за нарушения режима особой охраны и нанесённый экологический вред.

Московская экологическая федерация очень рассчитывает на то, что привлечение должностных лиц к ответственности за нарушения природоохранного законодательства при проведении экологической реабилитации водоёмов, «реставрации и приспособления исторического парка» и т.п. на территории природно-историчес-кого парка «Царицыно» предотвратит такие же нарушения на других ООПТ Москвы, в частности – на территории природно-исторического парка «Измайлово», где, скорее всего, аналогичные природопреобразующие работы намечены утверждёнными постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2007 г. № 113 «первоочередными мероприятиями по благоустройству территории природно-историчес-кого парка «Измайлово».

С уважением,

сопредседатель Московской экологической федерации,

одна из авторов и ответственный редактор

Красной книги города Москвы                                                         <подпись> Г.В.Морозова 

Контактный телефон:

8-919-775-12-10



* Подтверждением того, что природные сообщества, реконструированные и намеченные к реконструкции в парковые, являются лесными, служат:

а) их принадлежность к бывшему государственному лесному фонду (до исключения городских лесов из него), а занимаемых ими участков к землям бывшего государственного лесного фонда (Царицынский лесопарк);

б) состав и структура древесной растительности, видовой состав травяного покрова (доминирование лесных неморальных видов), характерное для лесных биотопов животное население.  

Hosted by uCoz