А.И. Маргулев,
Московский региональный орган общественной самодеятельности
“Царицыно для всех”»

ЦАРИЦЫНО: МУЛЯЖАМИ ПО ЖИВОМУ

Доклад на XIV городской конференции СЭООМ 18 мая 2006 г.

     С августа прошлого, 2005 года представляемый мною инициативная группа граждан, а затем, с ноября, - орган общественной самодеятельности «Царицыно для всех» ведет борьбу с противоправной деятельностью Правительства Москвы, развернутой на особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк “Царицыно”». Напомню, что на территории этой ООПТ, занимающей 1300 га, находится музей-заповедник «Царицыно» (550 га), который был в 2004 году нелигитимно передан в собственность Москвы в обмен на музей им. Ленина, что и запустило те процессы, которым посвящен мой доклад. Этот акт передачи, кстати, очень выпукло показал, что в условиях современной России весьма и весьма значимо, в чьей собственности находится памятник истории и культуры… Но это я забегаю вперед; перехожу к нашему сюжету.
     Он развивался следующим образом.
     В июне месяце начались благоустроительные работы со стороны м. «Орехово» так называемой «парадно-входной зоны» ООПТ, а затем и зоны Поповой горы в северной части музея-заповедника. Ко Дню города, то есть за 3 месяца этих работ, которые круглосуточно вели в головокружительном темпе многие сотни гастарбайтеров, выяснились первые потери: несколько гектаров ценных природных лугов, которые были застелены искусственными газонами, а также 20 га кустарников и деревьев, вырубленных вдоль Шипиловского проезда. Как на смех, одновременно с уничтожением бульдозерами природных лугов, служивших кормовой базой пчел, рядом, в 200 метрах от Хлебного дома, ударными темпами строилась «Всероссийская школа пчеловодства»… Но еще раньше окончания «благоустройства» общественность узнала, что это только начало чего-то гораздо более грандиозно-разрушительного. Произошло это 28 июля на собрании в Оперном доме, где директор музея-заповедника В.В. Егорычев, первый зам. префекта ЮАО Г.И. Писклов и зам. директора НИиПИ Генплана Москвы И.Н. Ильина ознакомили общественность с проектом планировки ООПТ ПИП Царицыно. Как выяснилось впоследствии, ознакомление общественности было не только не основной, но, скорее, притворной целью этого мероприятия: в последующих распорядительных и нормативных документах оно было названо «общественными слушаниями», в подтверждение чего был сфабрикован соответствующий Протокол, подписанный помимо Писклова и префектом ЮАО П.П. Бирюковым, согласно которому присутствующие якобы «поддержали» проект и «рекомендовали к утверждению», чего в действительности не было.. Этот протокол явился, в полном согласии с законодательством, «достаточным основанием для принятия решений» по утверждению данного проекта (включая успешное прохождение им государственной экологической экспертизы).
     И вот на этом-то собрании гендиректор музея-заповедника В.В. Егорычев буквально шокировал население жестким заявлением: весь кленовый подлесок на территории бывшего пейзажного парка будет вырублен, чтобы было «как в Версале». Тут уже и далеким от экологии людям, присутствовавшим на собрании, стало ясно: готовится уничтожение их «среды обитания». Так мы пришли к изучению законодательной стороны возникшей ситуации, так мы постепенно узнали, в том числе и по собственному опыту, о том, насколько беззаконно и безнаказанно действуют высшие чиновники московского правительства, реализуя известные им одним замыслы. Я никого из присутствующих, видимо, не удивлю, если скажу, что на наши заявления в Генеральную прокуратуру и в природоохранную прокуратуру города Москвы не последовало никакой реакции - несмотря на конретно указанные признаки составов преступления, предусмотренных статьями Уголовного кодекса. Из прочих же федеральных и субъектных органов государственной власти если и приходили какие ответы - то только не по существу, за исключением, пожалуй, одного из ответов из Росприроднадзора, где нам рекомендовалось обращаться в суд ввиду отсутствия у этого ведомства достаточных полномочий.
     Перейдем к перечислению установленных нами нарушений законодательства, попутно продолжая рассказ о том, что же происходит сейчас в Царицыно.
     Первое, что мы установили, - это противоправность решения Правительства Москвы, подписанного мэром Лужковым, о проведении различного рода градостроительной деятельности на ООПТ ПИП «Царицыно - а именно таким решением явилось Распоряжение Правительства Москвы № 853-РП от 20.05.2006, в котором, в частности, в числе первоочередных мероприятий были определены «реконструкция и техническое перевооружение Царицынских и Борисовских прудов, водоочистных и мостовых сооружений». Такое решение, согласно статьи 10 Закона г. Москвы от 9 июля 2003 г. № 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве», должно было содержать «пункт об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, прилагаемого к решению о строительстве, реконструкции». Ни соответствующего пункта, ни приложенного акта разрешенного использования указанное Распоряжение не содержит. Установив это, мы, от имени подписавших 200 жителей Москвы, подали 19 августа 2005 г. «Обращение-протест» мэру Москвы Ю.М. Лужкову (копия - в Росприроднадзор), в котором обосновывали незаконность указанного распоряжения Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. № 853-РП и просили его отменить, а работы приостановить- «до принятия и широкого обсуждения целевой программы развития ГМЗ “Царицыно”, а также после учета высказанных при ее обсуждении мнений жителей Москвы и специалистов». Ответ пришел не от мэра, а все от того же от г-на Писклова, в котором, разумеется, «доказывалась» законность указанного Распоряжения (и уже ведущихся вовсю работ) - со ссылкой, в частности, на те самые, якобы проведенные, «общественные слушания». Заметим, что и все дальнейшие апелляции к властям по поводу отсутствия информации и реального обсуждения каких-либо проектов также остались безрезультатными.
     Между тем, то, что происходит в Царицыно - это яркий пример того, насколько в нашей нынешней общественной ситуации важен вопрос о собственности для объекта историко-культурного наследия. Напомню, что к моменту прихода в руководство ГМЗ «Царицыно» нынешнего директора В.В. Егорычева, были отреставрированы все Баженовские постройки (кроме Хлебного дома). Егорычевым и его командой была определена приоритетная перспектива для Большого дворца - «Московский Колизей», презентованная общественности в июне 2003 г. - консервация, согласно общемировой практике для такого рода частично руинированных памятников. Однако после перехода ГМЗ «Царицыно» в собственность Москвы, был выбран угодный мэру вариант «воссоздания» дворца и Хлебного дома, причем с изменениями памятника, а также «воссоздания» паркового комплекса (включая пруды) при помощи современной строительной техники и современных материалов. Создается новый дворцово-парковый комплекс для «царских» увеселений, включая «корпоративные» празднества, гостиничные и торгово-развлекательные коммерческие проекты. К задачам научной реставрации все это не имеет никакого отношения. А сложившийся за многие десятилетия еще до создания музея заповедника ландшафт вместо предусмотренного законом и уставными задачами музея-заповедника сохранения, грубо, с помощью экскаваторов и бульдозеров, искажается по воле новых собственников для «воссоздания» его состояния двухсотлетней давности. При этом не учитываются ни сложившееся в прилегающих районах положение с качеством природной среды, ни мнение окрестных жителей, ни то антропогенное давление, которое пока еще выдерживал парк благодаря сохранности своей экосистемы, по которой ныне наносится удар за ударом.
     Продолжу изложение. Пока мы получали отписки из префектуры и Росприроднадзора, работы в парке продолжались. Прошли первые незаконные рубки, по факту которых экологическая милиция составляла протоколы, была незаконно проложена «временная» бетонная дорога к Большому дворцу, на которым вслед за этим нависли башенные краны. Выяснив в спецлесхозе «Юго-Восточный», в оперативном управлении которого находится ООПТ ПИП «Царицыно», что там не имеют никакой информации о реализуемых на подведомственной территории проектах, мы подали заявление в Генеральную и природоохранную прокуратуры. Однако Генеральная прокуратура переслала наше заявление в прокуратуру Москвы, а та, в свою очередь, проигнориров ту часть заявления, которая касалась нарушений законодательства в области охраны памятников, переслала заявление все в ту же природоохранную прогуратуру г. Москвы, где и так был экземпляр данного заявления. Из природоохранной же прокуратуры ответа нет уже 5 месяцев. Ничего не ответила на подобное наше заявление и Росохранкультура. А самое главное - все это время в парке продолжалась и продолжается круглосуточная работа сотен рабочих по реализации незаконных и скрытых от общественности «рабочих проектов».
     18 марта этого года, после того как стало ясно, что так называемая «экологическая реабилитация» прудов несовместима с их жизнью, что все работы ведутся без уведомления и участия спецлесхоза «Юго-Восточный», общественные клубы Южного округа «Соседи» и «Общение» провели встречу в библиотеке, куда были приглашено множество причастных к событиям в парке «Царицыно» представителей городской администрации, заказчика, проектировщиков. Не пришел практически никто. От имени почти трех десятков присутствующих на встрече было принято обращение к префекту Бирюкову и мэру Лужкову в котором выражалась обеспокоенность по поводу ведущихся без предварительного информирования общественности и учета ее мнения работ и содержались конкретные предложения по исправлению ситуации. Предложения эти приняты не были и ситуация осталась неизменной. Сейчас, подводя итоги, приходится констатировать: ввести ситуацию в правовое русло оказалось невозможным в связи с личной причастностью мэра Лужкова, возглавляющего Координационный совет по развитию музея-заповедника, ко всем принимаемым проектным решениям и всем ведущимся на территории ООПТ работам. От решения каких-либо вопросов, связанных с этой деятельностью, был полностью отстранен Спецлесхоз «Юго-Восточный» - специально уполномоченный государственный орган по управлению ООПТ ПИП «Царицыно». Еще ранее, в 2002 году, основная часть территории ГМЗ «Царицыно» (376 га) была передана в постоянное (бессрочное) пользование Главному управлению охраны памятников г. Москвы (нынешнему Москомнаследию), что впрямую запрещено статьей 14 ч. 3 Закона города Москвы № 48 от 26.09.2001 г. «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Одновременно, не было выполнено и не выполняется до сих пор Постановление Правительства Москвы № 825-ПП от 7.10.2003 г. (с изм.) «Об оформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с расположенными на них городскими лесами и объектами озеленения, находящимися в оперативном управлении Государственного учреждения “Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями”», которым в срок до 01.10.2005 предполагалась регистрация и оформление Московскому городскому управлению ООПТ права постоянного (бессрочного) пользования лесной территорией в составе ООПТ ПИП «Царицыно» площадью 328 га; при этом часть данной территории (из находящихся в границах ГМЗ «Царицыно» 169,4 га) была все так же противозаконно оформлена в постоянное (бессрочное) пользование все тому же Москонаследию… В результате, с молчаливого одобрения руководителя Департамента природопользования г. Москвы Л.А. Бочина управляющая роль Спецлесхоза «Юго-Восточный» и Московского городского управления ООПТ полностью декоративна и вся контролирующая функция указанного Департамента сводится в настоящее время к автоматическим «согласованиям» противоправных градостроительных решений по территории ООПТ ПИП «Царицыно», а также к собственным «положительным заключениям», «заменяющим» требуемые законом положительные заключения государственных экологических экспертиз. Не случайно руководство Департамента природопользования до такой степени старательно избегает ответа на вопрос о государственной экологической экспертизе, что сейчас в суде находится моя жалобы на отказ мне начальником «Московского городского управления ООПТ» А.В. Кузнецовой в личном приеме по данному кругу вопросов.
     В заключении я вынужден констатировать, что хотя Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 42), хотя порядок реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду предусматривает, что одним из основных условий для утверждения любой градостроительной документации является учет мнения населения и что согласно статье 2 Закона города Москвы от 25 июня 1997 года № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «органы власти и (или) должностные лица городской администрации обязаны: до принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта; обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления» - все эти наши права, как в очередной раз показывает сюжет с «Царицыно», уже далеко не первый год игнорируются московскими властями. Обращаться более к ним по поводу всех этих нарушений нет, очевидно, никакого смысла. Поэтому в сложившейся ситуации, я прошу XIV Конференцию СЭООМ:
Обратиться к Президенту РФ Путину В.В. за защитой последовательно нарушаемого Правительством Москвы конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (статья 42), для чего просить его дать Генеральной прокуратуре РФ поручение провести расследование законности ведущихся в настоящее время на территории ООПТ ПИП «Царицыно» в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы № 853-РП от 20.05.2005 работ, введя мораторий на подобные работы до конца расследования.
Hosted by uCoz